По поводу "граждане не читают". Они не читают дополнительные таблички. Основную будут читать.
Пример: заехал 11 маршрут на ВРЗ, вопрос, куда он идет?
Но если крупно одним словом сказать конечную станцию, то всё понятно становится. При этом, пока трамвай не на своем маршруте, можно даже убирать номер маршрута, люди будут видеть, что номера нет, и пытаться читать. В идеале, цвет надписи должен быть нестандартным, например зеленый, а не желтый/красный или рамочка присутствовать.
Проблема возникает в случае, когда до конечной можно добраться двумя дорогами, тогда нужно указывать и промежуточную станцию, если едем вне существующего маршрута.
Это сложно для водитель? Всё зависит от интерфейса и прямоты рук программиста.
По поводу кружков, можно ведь не только кружки...
Вобще у меня давно вопрос в примитивности табло. Даже светофоры сейчас более технологичны. В автобусах более современные многоцветные ставят опять же. Вибрация? Это конструктора и сборщики идиоты. На крайняк можно допилить самим, залив смолой, на манер военной техники - копейки.
По поводу посмотреть что на табло отобразилось - идиотизм. Что на экране управляющего устройства, то и на табло. Если же купили такие табло, что в слепую менять нужно, да еще и по отдельности - уволить закупщика за профнепригодность.
По поводу смены надписи, если она сложная, например с указанием промежуточной станции. Все видимо забыли, что в вагонах стоит навигация, которая связана с депо через жпрс, а это двухсторонняя связь. Пусть диспетчер и меняет, в любом случае, это ведь он дает указание о смене маршрута. А водитель может контролировать надпись через кабинный интерфейс.
Про цены. Управляющее устройство стоит сейчас копейки, цветное с сенсорным экраном. Нужна лишь грамотная постановка задачи и грамотный исполнитель, а не тот ужас, который сотворили текущие, когда теоретически можно посмотреть реальное нахождение ближайшего транспорта на карте, но так криво... Плакать хочется. Лебедева, кстати, можно озадачить, как промышленный дизайнер это его работа грамотно реализовать и найти исполнителя. К тому же бюджет у них есть.
И про покупку.
Усть-Катав - мой второй родной город, но к сожалению среди знакомых нет конструкторов из трамвайщиков. Для завода 45 трамваев - это приличный заказ, в прошлые несколько лет они не более 200 делали, так что можно и нужно торговаться и просить улучшать, ту же навигационную систему без повышения цены.
В общем, было бы желание и понимание в руководстве...
В теории потом и денег можно заработать на этом, продав грамотную систему соседям, как с системами записи к врачам и дневниками.
Возможно, правда, что уже существует такая готовая система.