Предлагаю в этой теме вести концептуальное обсуждение состояния и перспектив трамвая в Перми.
Вот мои соображения для затравки.
Текущее состояние.
Негативные факторы:
1. Последние 15 лет доля трамвая в городских перевозках постоянно падает (то же самое касается и троллейбуса) и сейчас составляет менее 10% (точными цифрами не владею).
2. Трамвайная сеть охватывает только центральную часть города и отдельные прилегающие к центру районы, часто трамвайные линии проходят по промзонам, вдалеке от жилых домов (Осенцы, линии на Красном Октябре, Героев Хасана и др.). Нет трамвая в таких крупнейших «спальных» микрорайонах, как Садовый, Парковый, Нагорный, Закамск, Вышка, Гайва и др. (притом, что, например, Нагорный обслуживают 8 автобусных маршрутов, каждый с хорошим интервалом).
3. На каждом отдельном маршруте интервалы движения в целом не удовлетворительны, особенно в вечернее время, особенно по сравнению с автобусами.
4. Низкий уровень регулярности движения из-за аварий постороннего транспорта на линии.
5. Невысокое качество обслуживания: отсутствие оперативно обновляемой информации на остановках о графике движения, изменениях маршрутов, отсутствие автоинформаторов, отсутствие подробных схем движения.
6. Сильная конкуренция со стороны автобусов, которую чаще всего трамвай проигрывает (особенно на улицах Мира и Уральской, бульваре Гагарина).
7. Эксплуатация трамвая приносит каждый год огромные убытки городской казне. Кроме того, больших затрат требуют обновление и капитальный ремонт подвижного состава, реконструкция путей и контактной сети. Короче, прав Шубин: трамвай – очень дорогой вид транспорта. При минимальной его доле в городских перевозках проблема только обостряется.
8. Отсутствие у городских властей в течение по крайней мере ближайших 5 лет финансовой возможности для глобальной реконструкции трамвайной сети с целью ее превращения во что-то типа скоростного трамвая, а также для простого ее расширения.
Позитивные факторы:
1. Трамвайная сеть в центральной части проходит через все основные точки формирования пассажиропотока – центральный рынок, ЦУМ, ст. Пермь-2, цирк, ул. Ленина, Комсомольская пл., пл. Дружбы, пл. Восстания.
2. На выделенных участках сети трамвай выигрывает у автотранспорта за счет независимости от дорожной ситуации. В таких случаях трамвай максимально приближается к исполнению функции скоростного транспорта. Кстати, на таких участках сети (например, на Куйбышева и Героев Хасана) популярность трамвая существенно выше, чем на других.
3. Экзерсисы с 4-м маршрутом показывают, что даже только одними организационными мероприятиями без особых затрат можно добиться существенного повышения регулярности движения за счет сведения к минимуму аварий с участием постороннего транспорта на линии.
4. Подвижной состав и путевое хозяйство в целом находятся в удовлетворительном состоянии, проводится регулярная реконструкция путей, обновляется подвижной состав.
5. Городские власти регулярно говорят о приоритетности развития электротранспорта (что важно – см. пример Воронежа).
Далее предлагаю обсуждать, что можно сделать для повышения роли трамвая в городских перевозках с учетом перечисленных факторов.